Дом-святилище Задалески Нана.

Виртуальный справочник

Дом-Святилище Задалески Нана.

Безграничная свобода, которой так поклонялись аланы, обернулась для них трагедией. Народ, закаленный в военных баталиях рабству предпочел гибель. В 1395 году хромоногий Тимур двинул свои бесчисленные орды на алан. Предводитель монголо-татар, как известно, беспощадно расправлялся в первую очередь с непокорными народами. Предав алан «мечу джихада» он почти полностью отправил в «огонь гиены» целый народ. Спустя сорок лет после трагических событий Иосиф Барбаро средневековый путешественник с грустью заметил, что коренных жителей на равнине он уже не застал, страна алан превратилась в безлюдную пустыню, усеянную многочисленными могильными курганами. Чудом, уцелевшие остатки аланского народа, нашли приют в труднодоступных горах Кавказа. Здесь они оказались недосягаемыми для тяжелой татаро-монгольской конницы. Одна пожилая женщина, Нана, как принято, было называть женщин ее возраста, дабы не исчез с земли род аланский, пошла по селам собирать осиротевших детей, чтобы тайком увести их в горы. Собрала она детей из 16 осетинских родов и вывела их тайными ходами, дабы уберечь их и сохранить нацию. Она кормила их дикими фруктами, различными кореньями, всем, что ей удавалось добыть. Однажды Нана с детьми попала в Задалеск, в род Текиевых. Хозяева по возможности приютили детей. Кто-то предложил распределить их по семьям, но Нана не согласилась. Тогда жители селения выстроили для нее и ее детей дом и в дальнейшем помогали им, как могли. Время шло. Дети выросли. Девушки вышли замуж, юноши женились. Семья Нана разрослась, пустила корни, а сама она так полюбилась жителям селения, что когда ее не стало, они сделали из ее дома святилище. События, связанные со временем нашествия Тимура на алан, оказались запечатленными в народной памяти, легендами, преданиями, песнями. К самой яркой из них можно отнести песню о Задалеской нана, в ней поется о «железномордых волках Ахсак – Тимура», под таким именем предводитель монголо-татар известен в Осетии: Предводители Тапан-Дигори, Их мужественная молодежь, один лучше другого, От рук неприятеля в крови тонут, Редеют, в царство мертвых отправляются. До последнего человека, хоть и сражаются. По сути дела, песня о Задалеской Нана – это одновременно плач по поводу гибели целого народа и гимн женщине. Задалеская Нана – мать спасительница, собравшая вокруг себя осиротевших аланских детей. Кто скрывается под именем Задалеской Нана? Может быть – это образ собирательный, который стал данью уважения аланским женщинам времен нашествия Тимура. Об этом история молчит. Правда, имя общей матери, связывают с горным селением Задалеск. Старики еще вспоминают о старинном склепе, в котором покоились останки неизвестной женщины, возможно той самой – Нана Задалеской. Охраняющая в пути и направляющая по счастливой дороге, она в ореоле святости, уже давно стала божеством, которому поклоняются женщины не только селения Задалеск. Здесь, в Дигории, традиционно летом, в третью субботу июля, отмечают праздник в честь спасительницы всеобщей Матери – Задалеской Нана. Солнцеликая, светоносная. Задалеская Нана в осетинском сознании стала символом женщины, дарующей людям и свет и добро. Мать – спасительницу почитают и мужчины. В Дигории и сегодня, старший за столом не забудет в числе божеств упомянуть имя Задалеской Нана. За всеми переменами судьбы нашего народа, пережившего самые драматические моменты своей истории светлый образ Задалеской Нана сохранился. Ответственны за праздник, бывают три семьи, которые жертвуют на кувд по барану, варят пиво, готовят араку, – прилагают все усилия, чтобы праздник удался. Семьи, в которых в течение года родились девочки, делают в святилище кусарт, приносят пироги, араку, пиво. Старший возносит молитву, поручая детей и молодежь Нана, просит, чтобы они милостью ее избегали болезней и бед, трудных дорог. Поручают покровительству Нана и тех, кто отправляется в дорогу. Старшая из женщин, произнося ритуальную молитву над принесенным кувинагом, желает им счастливой дороги, чтобы они в здравии и веселье вернулись домой. Праздник Задалески Нана — женский праздник. Все молитвы — о счастье, благополучии семьи, счастливом будущем детей. Перевод (подстрочный) песни о Задалеской нана
Кровавый дождь, кровавый дождь Над Тапан Дигорией, над Тапан Дигорией. От волков Ахсак-Тимура с железными пастями, Почернели их зеленые поля. Плотнее, крепче плетня из железных прутьев Вокруг расположились (окружили). Предводители Тапан Дигории, Их мужественная молодежь, один лучше другого, От рук неприятеля в крови тонут, Редеют, в царство мертвых отправляются. До последнего человека хоть и сражаются, Но погибли до единого дигорцы. То пожарище занялось, то синее пламя взыграло Над многолюдными селами Тапан Дигории. Оставшиеся женщины и мужчины Все уведены в плен, уведены в плен. Так погибли тапандигорцы, лишились потомства. Плача, рыдая, тогда остались бесприютные дети На пепелище, на черной золе. Но оказалась на счастье народа Женщина на свете, Сирот собрала, подобно стаду овечек, Ночью и днем сторожит их от дикого зверя и недруга. С плоскости — в лес, из лесу — на поляну, В сторону Дигорского перевала повернула, Через Цагат перешла с детьми, в Задалеске поселилась, Плодами растений стала их кормить, стала их кормить, Когда выросли они, окрепли они, села основали, Свою общую мать, Задалескую нана, С почестями, со славой похоронили Около Задалеска в Пещере Морга Спасительница Нана из Задалеска.

Медия